СНИЛ «Прикладного и системного программирования и новых информационных технологий»

Студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) «Прикладное и системное программирование и новые информационные технологии» при кафедре математических проблем управления и информатики создана в 1997 году

Научный руководитель: доцент кафедры, к.т.н. доцент М.С. Долинский

Основные направления работы: встроенные системы; новые информационные технологии в образовании

Разработки СНИЛ планомерно внедряются в учебный процесс и практику управления университетом.

Достижения и разработки студентов

  • IEESD-2000 — программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сквозной совместной  разработки программного и аппаратного обеспечения мультипроцессорных систем на кристалле.
  • HLCCAD — система высокоуровневой автоматизации разработки моделирования и исследования аппаратного обеспечения мультипроцессорных систем.
  • WInter — система разработки моделирования и исследования программного обеспечения мультипроцессорных систем
  • MPDS  — система отладки микропрограмм и автоматического синтеза устройств с микропрограммным управлением

Все перечисленные программные продукты внедрены в учебный процесс факультета математики и ТП по предметам:

  • «Организация и функционирование ЭВМ»(специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)
  • «Архитектура вычислительных систем» (специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)
  • «Проектирование аппаратно-программных вычислительных средств» (специальность «Программное обеспечение информационных технологий»)

Она используется во всех выше перечисленных курсах, а также курсах по программированию для студентов первого курса (специальности  «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)  для автоматизации выдачи студентам заданий, проверки их решений, визуализации процесса обучения».

Кроме того, с помощью этой системы ежегодно проводятся городская и областная олимпиады по информатике для школьников.

Данная система является также основой еженедельных воскресных тренировочных олимпиад «Информатическая математика», «Программирование — начинающие», «Программирование — профессионалы», в которой на регулярной основе участвует  до ста школьников и студентов.  К основным результатам такой работы можно отнести достижения с области олимпиад по информатике школьников Гомеля и Гомельской области (состоящей в основном из городских школьников) :

  • За  период  с  1997  по  2013  год  в  общей  сложности  более 20 раз гомельчане включались в состав сборной Беларуси на международные олимпиады по информатике (IOI), завоевав 27 медалей: 9 золотых, 11 серебряных и 7 бронзовых.

Результаты гомельчан (2010-2023) на олимпиадах IOI в порядке, обратном хронологическому:

  • 2023 г. Венгрия — Брель Михаил, 9 кл, бронзовая медаль
  • 2021 г. Сингапур — Костяной Андрей, 11 кл, бронзовая медаль
  • 2018 г. Япония — Титенков Станислав, 11 кл, серебряная медаль
  • 2017 г. Россия — Коробейников Фёдор, 11 кл, бронзовая медаль
  • 2016 г. Россия — Коробейников Фёдор, 10 кл, серебряная медаль
  • 2014 г. Тайвань — Демидко Дмитрий, 11 кл, бронзовая медаль; Коробейников Фёдор, 8 кл, участие
  • 2013 г. Австралия — Кулик Сергей, 11 кл, золотая медаль;
  • 2013 г. Мозырь — Подтелкин Влад, 11 кл, бронзовая медаль, Лиц.БГУ
  • 2012  г.  Италия — Короткевич Геннадий, золотая медаль, 11 кл, СШ56

золото  — Бардашевич Адам, 11 кл, Мозырь
серебро  — Подтелкин Влад, 10 кл, Лиц.БГУ
бронза  — Кулик Сергей, 10 кл, Мозырь

  • 2011   г.  Таиланд — Короткевич Геннадий, золотая медаль, 10 кл, СШ56

серебро  — Кулик Сергей, 9 кл, Мозырь
серебро  — Бардашевич Адам, 10 кл, Мозырь
серебро  — Подтелкин Влад, 9 кл, СШ 47

  • 2010   г.  Канада, Короткевич Геннадий, золотая медаль, 9 кл, СШ56

бронза  —    Грицкевич Евгений, 11 кл, Мозырь


  • С 1998 года сборные школьников Гомеля — постоянные дипломанты международных командных олимпиад школьников, которые проводятся в г.Санкт-Петербург (Россия).
  • С 1998 года сборная школьников Гомельской области не опускалась ни разу ниже командного второго места в Белорусской республиканской олимпиаде по информатике. Семь раз (1997 г. Кузнецов Артем, 1999 г. Судиловский Константин, 2000 г. Гончар Евгений, 2007-2012 Короткевич Геннадий, 2013 – Кулик Сергей, Мозырь) гомельские школьники становились абсолютными чемпионами Белорусской республиканской олимпиады.
  • C 1997 по 2021 год всего нами подготовлено 371 участников Белорусской республиканской олимпиады по информатике, 250 из которых завоевали дипломы, а 32 – похвальные отзывы.

Основные достижения

  • 12 декабря 3 команды школьников Гомеля приняли участие в финале Открытой Всероссийской Командной Олимпиады Школьников по программированию. (ВКОШП 2023). Одна завоевала серебряную медаль, две другие – дипломы 1-ой и 3-й степени. Результаты по ссылке https://neerc.ifmo.ru/school/archive/2023-2024/ru-olymp-team-russia-2023-standings.html


Республиканский конкурс научных работ студентов:

1 категория:

  1. Долженок А.В. (Осипенко Н.Б.)
  2. Бурикин В.Ю.  (Сукач Е.И.)

2 категория:

  1. Потеряев И.О. (Сукач Е.И.)
  2. Самусенко Д.В. (Сукач Е.И.)

Награждение Советом специального фонда Президента Республики Беларусь

       На основании Распоряжения Президента Республики Беларусь
от 25.07.2023 № II6рп

назначить вторую Гранд-премию победителям Международной студенческой олимпиады в области информатики и программирования (Россия, 2022 год) студентам факультета математики и технологий программирования

вторая Гранд-премия:

  1. Бортенко В.В.
  2. Короткевич Е.И.
  3. Хамков В.О.

  • Успешное участие в чемпионате мира по программированию среди студентов (Возвращаются с достойным результатом! (2022, декабрь))
  • Запущен сайт “Codeforces-рейтинги лучших школьников Гомеля и Гомельской области” (http://octobronze.pythonanywhere.com/)
  • Региональная Олимпиада студентов «Математика и технологии программирования» при поддержке ООО «Асист-лаб», ООО «Техартгруп», ООО «СтилтСофт Девелопмент» (Диплом I степени: Владислав Бортенко, Диплом II степени: Егор Короткевич, Диплом III степени: Владислав Хамков
  • XIX Международная Жаутыковская олимпиада: серебро Михаил Брель, СШ 27 Гомеля
  • Третий этап республиканской олимпиады по информатике (диплом I степени — Брель Михаил)
  • XXIII Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию (5 декабря, Санкт-Петербург): Диплом II степени — Бобченок, Брель, Горбатовский, 34 место

 

Областная Интернет-олимпиада по программированию среди учеников 1-8 классов

18 марта 2021 проведена Областная Интернет-олимпиада по программированию среди учеников 1-8 классов, в которой приняли участие более 450 школьников.

Таблицы результатов:


  • В течение 2021 года ученики (в среднем по 25 человек  из ГГОЛ, ГГЛ, СШ 27, СШ 61 и др. школ Гомеля) приняли заочное участие с помощью   INTERNET   (e-mail)  в  4  международных  олимпиадах  по программированию USACO, объединяющих сотни школьников из  десятков  стран  мира.
  • В декабре 2021 года 5 команд школьников Гомеля приняли участие в финале международной командной олимпиады по программированию для школьников в г. Санкт-Петербург.
  • На Республиканской олимпиаде по информатике, которая состоялась в г. Пинск в мае 2021 года, команда Гомельской области завоевала на 11 дипломов  и заняла второе командное место в республике.
  • Полуфинал студенческого командного первенства мира по программированию (6-7 декабря 2022, Санкт-Петербург) 37 место среди 281 команды России, Беларуси, Казахстана и Армении. Среди вузов команда заняла 20-е место, среди вузов Беларуси – 3-е (После БГУ и БГУИР).

Подробнее: New IT Labs

Важнейшие достижения в области естественных, технических и гуманитарных наук

Получила дальнейшее развитие  новая технология автоматизации совместной разработки программного и аппаратного обеспечения встроенных цифровых систем на базе микропроцессоров, микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем.

Продолжены эксплуатация, развитие и внедрение уникальных методов и средств использования новых информационных технологий в образовании.

Основные показатели научно-исследовательской работы

Выполнение плана научно-исследовательских работ

По собственным планам СНИЛ ведутся, но не финансируются, работы по следующим направлениям:

  • новые информационные технологии в образовании
  • автоматизация разработки системного программного обеспечения
  • разработка универсальных аппаратных комплексов для обучения проектированию цифровых систем на базе микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем.

Использование НИР в учебном процессе

      Разработанная программная система HLCCAD автоматизации высокоуровневого проектирования  аппаратного обеспечения цифровых систем внедрена в учебный процесс математического факультета ГГУ им.Ф.Скорины по курсам:

  • «Организация и функционирование ЭВМ» (специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)
  • «Архитектура вычислительных систем» (специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)
  • «Проектирование аппаратно-программных вычислительных средств» (специальность «Программное обеспечение информационных технологий»)

Использование системы HLCCAD при проведении лабораторных работ: по проектированию аппаратного обеспечения цифровых систем позволяет в значительной степени повысить качество усвоения знаний за счет использования моделирования как средства проверки корректности проектов, поиска и исправления ошибок, наглядной визуализации результатов проектирования и моделирования.

Использование системы WInter при проведении лабораторных работ: по разработке программного обеспечения цифровых систем позволяет в значительной степени повысить качество усвоения знаний за счет использования моделирования как средства проверки корректности программ, поиска и исправления ошибок, наглядной визуализации результатов исполнения программ.

Ведущиеся в СНИЛ научные исследования позволяют поднять качество выполнения курсовых и дипломных работ, тематика которых связана с НИР, которые проводятся  в СНИЛ.

Научный потенциал

Характеристика научно-педагогических кадров

Общая численность СНИЛ на 10 декабря 2021 года — около 10 человек,  в том числе:

  • к.т.н. доцент Долинский М.С.
  • ассистент, ведущий инженер ИВЦ Коршунов И.В.
  • ассистент Долинская М.А.
  • учитель информатики СШ № 27 Савицкая О.А.
  • студенты 1-4 курсов специальностей «Прикладная математика»», «Программное обеспечение информационных технологий»,   «Информатика и технологии программирования», а также магистранты кафедры.

Характеристика материально-технической базы

В настоящее время СНИЛ имеет 5 довольно устаревших ПК. Которые используются для обеспечения WEB-сервера, файл-сервера, SQL-сервера,  тест-сервера, сервера удаленной разработки аппаратного обеспечения. Поэтому значительная  часть компьютерных разработок ведется сотрудниками СНИЛ на собственных ПК дома, либо в качестве курсового, дипломного проектирования и НИРС на ПК учебных классов.

Информационное обеспечение НИР

Информационное обеспечение НИР в СНИЛ базируется на использовании книжных и журнальных фондов областной и Республиканской библиотек, личной подписки руководителя и членов СНИЛ, а также использовании электронных средств поиска и получения информации.

Маркетинговая деятельность

Маркетинговая деятельность ведется СНИЛ по следующим направлениям:

  • публикация статей о разработках в научных и производственных и рекламных изданиях
  • участие в выставках (при отсутствии оргвзноса или возможности его оплатить)
  • создание, развитие и маркетинг  сайта с описанием разработок СНИЛ

Научно-исследовательская работа студентов

На постоянной основе к работе СНИЛ привлекаются около 5 студентов.

Научно-организационная работа

В СНИЛ установлен следующий порядок планирования и отчетности: на год, месяц, неделю. Ежемесячно проводятся советы СНИЛ, на которых присутствуют все члены СНИЛ по соответствующему направлению. Цель таких Советов – обсудить и согласовать стратегические и тактические  планы членов различных рабочих групп, для обеспечения оптимального использования научного и производственного потенциала каждого члена СНИЛ. Кроме того, практически еженедельно (по мере возникновения потребности) проводятся семинары в рабочих группах.

Перспективы и пути развития научно-исследовательской работы

Работы, ведущиеся СНИЛ по обоим направлениям:

  • встроенные системы
  • новые информационные технологии в образовании являются чрезвычайно перспективными, как с точки зрения их практической востребованности, так и с точки зрения научной состоятельности и педагогической значимости.

Ведущиеся научно-технические исследования по всем направлениям предполагается завершать как внедрением в практику, так и защитой новых научных идей в диссертационных работах.

Публикации

Статьи в англоязычных журналах

  1. S. Dolinsky «Teaching Algorithms and Programming First Year University Students on Base of Distance Learning System DL.GSU.BY», WSEAS Transactions on Advances in Engineering Education, vol. 19, pp. 52-57, 2022
  2. S. Dolinsky «Experience of Blended Learning the Fundamentals of Digital Electronics for First/Second Year University students On Base of Distance Learning System DL.GSU.BY», International Journal of Education and Learning Systems, vol. 7, pp. 59-64, 2022
  3. S. Dolinsky«Tool HLCCAD for Blended Learning the Fundamentals of Digital Electronics», International Journal of Circuits and Electronics, vol. 7, pp. 47-55, 2022
  4. S. Dolinsky«Experience of Blended Learning in the Subject — Architecture of Computers, Journal of Information Technology and Digital World, vol. 4, issue 3, pp. 167-182, 2022
  5. S. Dolinsky«Instrumental System of Distance Learning DL.GSU.BY and Examples of its Application ,Global Journal of Computer Science and Technology Interdisciplinary, vol. 22, issue 1, pp. 45-53, 2022
  6. Michael Dolinsky «Primary School Programming Olympiads in Gomel Region (Belarus)», Olympiads in Informatics, vol. 16, pp. 107-123, 2022

Публикации студентов

yes