Студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) «Прикладное и системное программирование и новые информационные технологии» при кафедре математических проблем управления и информатики создана в 1997 году
Научный руководитель: доцент кафедры, к.т.н. доцент М.С. Долинский
Основные направления работы: встроенные системы; новые информационные технологии в образовании
Разработки СНИЛ планомерно внедряются в учебный процесс и практику управления университетом.
- IEESD-2000 — программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сквозной совместной разработки программного и аппаратного обеспечения мультипроцессорных систем на кристалле.
- HLCCAD — система высокоуровневой автоматизации разработки моделирования и исследования аппаратного обеспечения мультипроцессорных систем.
- WInter — система разработки моделирования и исследования программного обеспечения мультипроцессорных систем
- MPDS — система отладки микропрограмм и автоматического синтеза устройств с микропрограммным управлением
Все перечисленные программные продукты внедрены в учебный процесс факультета математики и ТП по предметам:
- «Организация и функционирование ЭВМ»(специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)
- «Архитектура вычислительных систем» (специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)
- «Проектирование аппаратно-программных вычислительных средств» (специальность «Программное обеспечение информационных технологий»)
- Инструментальная система дистанционного обучения, основанная на Интернет технологиях, внедрена в эксплуатацию в сентябре 1999 года.
Она используется во всех выше перечисленных курсах, а также курсах по программированию для студентов первого курса (специальности «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий») для автоматизации выдачи студентам заданий, проверки их решений, визуализации процесса обучения».
Кроме того, с помощью этой системы ежегодно проводятся городская и областная олимпиады по информатике для школьников.
Данная система является также основой еженедельных воскресных тренировочных олимпиад «Информатическая математика», «Программирование — начинающие», «Программирование — профессионалы», в которой на регулярной основе участвует до ста школьников и студентов. К основным результатам такой работы можно отнести достижения с области олимпиад по информатике школьников Гомеля и Гомельской области (состоящей в основном из городских школьников) :
- За период с 1997 по 2013 год в общей сложности более 20 раз гомельчане включались в состав сборной Беларуси на международные олимпиады по информатике (IOI), завоевав 27 медалей: 9 золотых, 11 серебряных и 7 бронзовых.
Результаты гомельчан (2010-2023) на олимпиадах IOI в порядке, обратном хронологическому:
- 2023 г. Венгрия — Брель Михаил, 9 кл, бронзовая медаль
- 2021 г. Сингапур — Костяной Андрей, 11 кл, бронзовая медаль
- 2018 г. Япония — Титенков Станислав, 11 кл, серебряная медаль
- 2017 г. Россия — Коробейников Фёдор, 11 кл, бронзовая медаль
- 2016 г. Россия — Коробейников Фёдор, 10 кл, серебряная медаль
- 2014 г. Тайвань — Демидко Дмитрий, 11 кл, бронзовая медаль; Коробейников Фёдор, 8 кл, участие
- 2013 г. Австралия — Кулик Сергей, 11 кл, золотая медаль;
- 2013 г. Мозырь — Подтелкин Влад, 11 кл, бронзовая медаль, Лиц.БГУ
- 2012 г. Италия — Короткевич Геннадий, золотая медаль, 11 кл, СШ56
золото — Бардашевич Адам, 11 кл, Мозырь
серебро — Подтелкин Влад, 10 кл, Лиц.БГУ
бронза — Кулик Сергей, 10 кл, Мозырь
- 2011 г. Таиланд — Короткевич Геннадий, золотая медаль, 10 кл, СШ56
серебро — Кулик Сергей, 9 кл, Мозырь
серебро — Бардашевич Адам, 10 кл, Мозырь
серебро — Подтелкин Влад, 9 кл, СШ 47
- 2010 г. Канада, Короткевич Геннадий, золотая медаль, 9 кл, СШ56
бронза — Грицкевич Евгений, 11 кл, Мозырь
- С 1998 года сборные школьников Гомеля — постоянные дипломанты международных командных олимпиад школьников, которые проводятся в г.Санкт-Петербург (Россия).
- С 1998 года сборная школьников Гомельской области не опускалась ни разу ниже командного второго места в Белорусской республиканской олимпиаде по информатике. Семь раз (1997 г. Кузнецов Артем, 1999 г. Судиловский Константин, 2000 г. Гончар Евгений, 2007-2012 Короткевич Геннадий, 2013 – Кулик Сергей, Мозырь) гомельские школьники становились абсолютными чемпионами Белорусской республиканской олимпиады.
- C 1997 по 2021 год всего нами подготовлено 371 участников Белорусской республиканской олимпиады по информатике, 250 из которых завоевали дипломы, а 32 – похвальные отзывы.
-
12 декабря 3 команды школьников Гомеля приняли участие в финале Открытой Всероссийской Командной Олимпиады Школьников по программированию. (ВКОШП 2023). Одна завоевала серебряную медаль, две другие – дипломы 1-ой и 3-й степени. Результаты по ссылке https://neerc.ifmo.ru/school/archive/2023-2024/ru-olymp-team-russia-2023-standings.html
Республиканский конкурс научных работ студентов:
1 категория:
- Долженок А.В. (Осипенко Н.Б.)
- Бурикин В.Ю. (Сукач Е.И.)
2 категория:
- Потеряев И.О. (Сукач Е.И.)
- Самусенко Д.В. (Сукач Е.И.)
Награждение Советом специального фонда Президента Республики Беларусь
На основании Распоряжения Президента Республики Беларусь
от 25.07.2023 № II6рп
назначить вторую Гранд-премию победителям Международной студенческой олимпиады в области информатики и программирования (Россия, 2022 год) студентам факультета математики и технологий программирования
вторая Гранд-премия:
- Бортенко В.В.
- Короткевич Е.И.
- Хамков В.О.
- Успешное участие в чемпионате мира по программированию среди студентов (Возвращаются с достойным результатом! (2022, декабрь))
- Запущен сайт “Codeforces-рейтинги лучших школьников Гомеля и Гомельской области” (http://octobronze.pythonanywhere.com/)
- Региональная Олимпиада студентов «Математика и технологии программирования» при поддержке ООО «Асист-лаб», ООО «Техартгруп», ООО «СтилтСофт Девелопмент» (Диплом I степени: Владислав Бортенко, Диплом II степени: Егор Короткевич, Диплом III степени: Владислав Хамков
- XIX Международная Жаутыковская олимпиада: серебро Михаил Брель, СШ 27 Гомеля
- Третий этап республиканской олимпиады по информатике (диплом I степени — Брель Михаил)
- XXIII Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию (5 декабря, Санкт-Петербург): Диплом II степени — Бобченок, Брель, Горбатовский, 34 место
Областная Интернет-олимпиада по программированию среди учеников 1-8 классов
18 марта 2021 проведена Областная Интернет-олимпиада по программированию среди учеников 1-8 классов, в которой приняли участие более 450 школьников.
Таблицы результатов:
- В течение 2021 года ученики (в среднем по 25 человек из ГГОЛ, ГГЛ, СШ 27, СШ 61 и др. школ Гомеля) приняли заочное участие с помощью INTERNET (e-mail) в 4 международных олимпиадах по программированию USACO, объединяющих сотни школьников из десятков стран мира.
- В декабре 2021 года 5 команд школьников Гомеля приняли участие в финале международной командной олимпиады по программированию для школьников в г. Санкт-Петербург.
- На Республиканской олимпиаде по информатике, которая состоялась в г. Пинск в мае 2021 года, команда Гомельской области завоевала на 11 дипломов и заняла второе командное место в республике.
- Полуфинал студенческого командного первенства мира по программированию (6-7 декабря 2022, Санкт-Петербург) 37 место среди 281 команды России, Беларуси, Казахстана и Армении. Среди вузов команда заняла 20-е место, среди вузов Беларуси – 3-е (После БГУ и БГУИР).
Подробнее: New IT Labs
Получила дальнейшее развитие новая технология автоматизации совместной разработки программного и аппаратного обеспечения встроенных цифровых систем на базе микропроцессоров, микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем.
Продолжены эксплуатация, развитие и внедрение уникальных методов и средств использования новых информационных технологий в образовании.
Выполнение плана научно-исследовательских работ
По собственным планам СНИЛ ведутся, но не финансируются, работы по следующим направлениям:
- новые информационные технологии в образовании
- автоматизация разработки системного программного обеспечения
- разработка универсальных аппаратных комплексов для обучения проектированию цифровых систем на базе микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем.
Использование НИР в учебном процессе
Разработанная программная система HLCCAD автоматизации высокоуровневого проектирования аппаратного обеспечения цифровых систем внедрена в учебный процесс математического факультета ГГУ им.Ф.Скорины по курсам:
- «Организация и функционирование ЭВМ» (специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)
- «Архитектура вычислительных систем» (специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)
- «Проектирование аппаратно-программных вычислительных средств» (специальность «Программное обеспечение информационных технологий»)
Использование системы HLCCAD при проведении лабораторных работ: по проектированию аппаратного обеспечения цифровых систем позволяет в значительной степени повысить качество усвоения знаний за счет использования моделирования как средства проверки корректности проектов, поиска и исправления ошибок, наглядной визуализации результатов проектирования и моделирования.
Использование системы WInter при проведении лабораторных работ: по разработке программного обеспечения цифровых систем позволяет в значительной степени повысить качество усвоения знаний за счет использования моделирования как средства проверки корректности программ, поиска и исправления ошибок, наглядной визуализации результатов исполнения программ.
Ведущиеся в СНИЛ научные исследования позволяют поднять качество выполнения курсовых и дипломных работ, тематика которых связана с НИР, которые проводятся в СНИЛ.
Характеристика научно-педагогических кадров
Общая численность СНИЛ на 10 декабря 2021 года — около 10 человек, в том числе:
- к.т.н. доцент Долинский М.С.
- ассистент, ведущий инженер ИВЦ Коршунов И.В.
- ассистент Долинская М.А.
- учитель информатики СШ № 27 Савицкая О.А.
- студенты 1-4 курсов специальностей «Прикладная математика»», «Программное обеспечение информационных технологий», «Информатика и технологии программирования», а также магистранты кафедры.
Характеристика материально-технической базы
В настоящее время СНИЛ имеет 5 довольно устаревших ПК. Которые используются для обеспечения WEB-сервера, файл-сервера, SQL-сервера, тест-сервера, сервера удаленной разработки аппаратного обеспечения. Поэтому значительная часть компьютерных разработок ведется сотрудниками СНИЛ на собственных ПК дома, либо в качестве курсового, дипломного проектирования и НИРС на ПК учебных классов.
Информационное обеспечение НИР в СНИЛ базируется на использовании книжных и журнальных фондов областной и Республиканской библиотек, личной подписки руководителя и членов СНИЛ, а также использовании электронных средств поиска и получения информации.
Маркетинговая деятельность ведется СНИЛ по следующим направлениям:
- публикация статей о разработках в научных и производственных и рекламных изданиях
- участие в выставках (при отсутствии оргвзноса или возможности его оплатить)
- создание, развитие и маркетинг сайта с описанием разработок СНИЛ
На постоянной основе к работе СНИЛ привлекаются около 5 студентов.
В СНИЛ установлен следующий порядок планирования и отчетности: на год, месяц, неделю. Ежемесячно проводятся советы СНИЛ, на которых присутствуют все члены СНИЛ по соответствующему направлению. Цель таких Советов – обсудить и согласовать стратегические и тактические планы членов различных рабочих групп, для обеспечения оптимального использования научного и производственного потенциала каждого члена СНИЛ. Кроме того, практически еженедельно (по мере возникновения потребности) проводятся семинары в рабочих группах.
Работы, ведущиеся СНИЛ по обоим направлениям:
- встроенные системы
- новые информационные технологии в образовании являются чрезвычайно перспективными, как с точки зрения их практической востребованности, так и с точки зрения научной состоятельности и педагогической значимости.
Ведущиеся научно-технические исследования по всем направлениям предполагается завершать как внедрением в практику, так и защитой новых научных идей в диссертационных работах.
Статьи в англоязычных журналах
- S. Dolinsky «Teaching Algorithms and Programming First Year University Students on Base of Distance Learning System DL.GSU.BY», WSEAS Transactions on Advances in Engineering Education, vol. 19, pp. 52-57, 2022
- S. Dolinsky «Experience of Blended Learning the Fundamentals of Digital Electronics for First/Second Year University students On Base of Distance Learning System DL.GSU.BY», International Journal of Education and Learning Systems, vol. 7, pp. 59-64, 2022
- S. Dolinsky«Tool HLCCAD for Blended Learning the Fundamentals of Digital Electronics», International Journal of Circuits and Electronics, vol. 7, pp. 47-55, 2022
- S. Dolinsky«Experience of Blended Learning in the Subject — Architecture of Computers, Journal of Information Technology and Digital World, vol. 4, issue 3, pp. 167-182, 2022
- S. Dolinsky«Instrumental System of Distance Learning DL.GSU.BY and Examples of its Application ,Global Journal of Computer Science and Technology Interdisciplinary, vol. 22, issue 1, pp. 45-53, 2022
- Michael Dolinsky «Primary School Programming Olympiads in Gomel Region (Belarus)», Olympiads in Informatics, vol. 16, pp. 107-123, 2022
Публикации студентов