SSL

СНИЛ прикладного и системного программирования и новых информационных технологий

СНИЛ системного и прикладного программирования и новых информационных технологий

Основные направления работы СНИЛ прикладного и системного программирования и новых информационных технологий (далее просто СНИЛ)  таковы:

– встроенные системы

– новые информационные технологии в образовании

Руководитель СНИЛ Долинский М.С. был членом оргкомитета конференции: «Новые    математические    методы   и   компьютерные   технологии в проектировании, производстве и научных исследованиях» (Гомель, ГГУ).

Разработки СНИЛ планомерно внедряются в учебный процесс и практику управления университетом.

В ходе 2013 года осуществлялись эксплуатация, модернизация и развитие следующих разработок.

IEESD-2000 – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для сквозной совместной  разработки программного и аппаратного обеспечения мультипроцессорных систем на кристалле.

HLCCAD – система высокоуровневой автоматизации разработки моделирования и исследования аппаратного обеспечения мультипроцессорных систем.

WInter – система разработки моделирования и исследования программного обеспечения мультипроцессорных систем

MPDS  – система отладки микропрограмм и автоматического синтеза устройств с микропрограммным управлением

Все перечисленные программные продукты внедрены в учебный процесс математического факультета по предметам:

«Организация и функционирование ЭВМ»
(специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)

«Архитектура вычислительных систем» (специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)

«Проектирование аппаратно-программных вычислительных средств»
(специальность «Программное обеспечение информационных технологий»)

Для выполнения лабораторных работ по проектированию аппаратного и программного обеспечения цифровых систем.

Инструментальная система дистанционного обучения, основанная на Интернет технологиях, внедрена в эксплуатацию в сентябре 1999 года (http://dl.gsu.unibel.by).

Она используется во всех выше перечисленных курсах, а также курсах по программированию для студентов первого курса (специальности  «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)  для автоматизации выдачи студентам заданий, проверки их решений, визуализации процесса обучения”.

Кроме того, с помощью этой системы ежегодно проводятся городская и областная олимпиады по информатике для школьников.

Данная система является также основой еженедельных воскресных тренировочных олимпиад “Информатическая математика”, “Программирование – начинающие”, “Программирование – профессионалы”, в которой на регулярной основе участвует  до ста школьников и студентов.  К основным результатам такой работы можно отнести достижения с области олимпиад по информатике школьников Гомеля и Гомельской области (состоящей в основном из городских школьников) :

За  период  с  1997  по  2013  год  в  общей  сложности  более 20 раз гомельчане включались в состав сборной Беларуси на международные олимпиады по информатике (IOI), завоевав 27 медалей: 9 золотых, 11 серебряных и 7 бронзовых.

Ниже приведены результаты гомельчан на олимпиадах IOI в порядке, обратном хронологическому:

2013   г.,  Австралия, Золото – – Кулик Сергей, 11 кл, Мозырь
бронза  – Подтелкин Влад, 11 кл, Лиц.БГУ
2012   г.,  Италия, Золото – Короткевич Геннадий, 11 кл, СШ56
золото  – Бардашевич Адам, 11 кл, Мозырь
серебро  – Подтелкин Влад, 10 кл, Лиц.БГУ
бронза  – Кулик Сергей, 10 кл, Мозырь

2011   г.,  Таиланд, Золото – Короткевич Геннадий, 10 кл, СШ56
серебро  – Кулик Сергей, 9 кл, Мозырь
серебро  – Бардашевич Адам, 10 кл, Мозырь
серебро  – Подтелкин Влад, 9 кл, СШ 47

2010   г.,  Канада, Золото – Короткевич Геннадий, 9 кл, СШ56
Бронза   –    Грицкевич Евгений, 11 кл, Мозырь

2009 г. Болгария, Золото –  Короткевич Геннадий, 8 кл, СШ56
Золото    – Богданов Дмитрий
(1-10 кл – Гомель, 11 кл – Лицей БГУ )

Участие  – Брюков Игорь, 11 кл, ГГЛ

2008 г., Египет Золото  – Короткевич Геннадий, 7 кл, СШ56
Бронза – Ропан Алексей, 11 кл, Мозырь
2007 г., Ховатия         Золото   – Короткевич Геннадий, 6 кл, СШ56

Серебро – Миняйлов Владимир, 11 кл, ГГОЛ

2006 г., Мексика        Золото   – Миняйлов Владимир, 10 кл, ГГОЛ

Серебро – Короткевич Геннадий, 5 кл, СШ56

Участие  – Ахраменко Том, 10 кл, ГГЛ

2005 г., Польша         Серебро – Миняйлов Владимир, 9 кл, СШ27

Бронза    –  Лобанов Алексей, 11 кл, ГГОЛ

2002 г., Корея,           Бронза  – Дзвинковский Роман, 9 кл,     СШ61

2001 г., Финляндия,  Бронза  – Сваричевский Михаил, 11 кл,  СШ60

участие – Гончар Евгений , 11 кл,    СШ61

2000 г., Китай,           Серебро – Данченко Алексей, 11кл,  СШ27

Серебро – Сваричевский Михаил , 10 кл, СШ60

1999 г., Турция,         Серебро – Данченко Алексей, 10 кл,  СШ27

Бронза  – Вдовиченко Вячеслав, 11 кл,   ГГЛ

1998 г., Португалия,  Серебро – Логвиненко Сергей, 11 кл,  ГГЛ

участие –  Вдовиченко Вячеслав, 10 кл,  ГГЛ

участие – Данченко Алексей ,  9 кл, СШ2

1997 г., ЮАР,             Серебро – Кузнецов Артем, 11 кл, СШ9

С 1998 года сборные школьников Гомеля – постоянные дипломанты международных командных олимпиад школьников, которые проводятся в г.Санкт-Петербург (Россия).

С 1998 года сборная школьников Гомельской области не опускалась ни разу ниже командного второго места в Белорусской республиканской олимпиаде по информатике. Семь раз (1997 г. Кузнецов Артем, 1999 г. Судиловский Константин, 2000 г. Гончар Евгений, 2007-2012 Короткевич Геннадий, 2013 – Кулик Сергей, Мозырь) гомельские школьники становились абсолютными чемпионами Белорусской республиканской олимпиады.

C 1997 по 2013 год всего нами подготовлено 253 участника Белорусской республиканской олимпиады по информатике, 173 из которых завоевали дипломы, а 32 – похвальные отзывы. Таким образом, поощрялись 205 из 238 участников.

Основные достижения за 2013 год:

В течение 2013 года ученики (в среднем по 25 человек  из ГГОЛ, ГГЛ, СШ 27, СШ 61, СШ 60 и др. школ Гомеля) приняли заочное участие с помощью   INTERNET   (e-mail)  в  7  международных  олимпиадах  по программированию USACO, объединяющих сотни школьников из  десятков  стран  мира.

В ноябре 2013 года 6 команд школьников Гомельской области приняли участие в международной командной олимпиаде по программированию для школьников в г. Санкт-Петербург.

На Республиканской олимпиаде по информатике, которая состоялась в г. Гродно в марте 2012 года, команда Гомельской области, полностью составленная из наших учеников, завоевала на 15 участников 8 дипломов и  2 похвальных отзыва и заняла второе командное место в республике.

1. Важнейшие достижения в области естественных,

технических и гуманитарных наук

             Получила дальнейшее развитие  новая технология автоматизации совместной разработки программного и аппаратного обеспечения встроенных цифровых систем на базе микропроцессоров, микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем.       Продолжены эксплуатация, развитие и внедрение уникальных методов и средств использования новых информационных технологий в образовании.

 2. Основные показатели научно-исследовательской работы

 Выполнение плана научно-исследовательских работ

     По собственным планам СНИЛ ведутся, но не финансируются, работы по следующим направлениям:

– новые информационные технологии в образовании

– автоматизация разработки системного программного обеспечения

– разработка универсальных аппаратных комплексов для обучения проектированию цифровых систем на базе микроконтроллеров и программируемых логических интегральных схем.

     Использование НИР в учебном процессе

      Разработанная программная система HLCCAD автоматизации высокоуровневого проектирования  аппаратного обеспечения цифровых систем внедрена в учебный процесс математического факультета ГГУ им.Ф.Скорины по курсам:

«Организация и функционирование ЭВМ»
(специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)

«Архитектура вычислительных систем» (специальности «Математика », «Прикладная математика», «Программное обеспечение информационных технологий»)

«Проектирование аппаратно-программных вычислительных средств»
(специальность «Программное обеспечение информационных технологий»)

Использование системы HLCCAD при проведении лабораторных работ

по проектированию аппаратного обеспечения цифровых систем позволяет в значительной степени повысить качество усвоения знаний за счет использования моделирования как средства проверки корректности проектов, поиска и исправления ошибок, наглядной визуализации результатов проектирования и моделирования.

Использование системы WInter при проведении лабораторных работ

по разработке программного обеспечения цифровых систем позволяет в значительной степени повысить качество усвоения знаний за счет использования моделирования как средства проверки корректности программ, поиска и исправления ошибок, наглядной визуализации результатов исполнения программ.

Ведущиеся в СНИЛ научные исследования позволяют поднять качество выполнения курсовых и дипломных работ, тематика которых связана с НИР, которые проводятся  в СНИЛ.

 3. Научный потенциал

3.1. Характеристика научно-педагогических кадров

Общая численность СНИЛ на 10 декабря 2011 года – около 10 человек,  в том числе:

  • к.т.н.  (Долинский М.С.)
  • ассистент Коршунов И.В.
  • аспирант Решетько Ю.В.
  • магистрант Долинская М.А.
  • учитель информатики СШ 27 Козляковская О.А.
  • до 5 студентов математического факультета (5-го – 1-го курсов)

 3.2. Характеристика материально-технической базы

В настоящее время СНИЛ имеет 5 довольно устаревших ПК. Которые используются для обеспечения WEB-сервера, файл-сервера, SQL-сервера,  тест-сервера, сервера удаленной разработки аппаратного обеспечения. Поэтому значительная  часть компьютерных разработок ведется сотрудниками СНИЛ на собственных ПК дома, либо в качестве курсового, дипломного проектирования и НИРС на ПК учебных классов.
 4. Информационное обеспечение НИР

 Информационное обеспечение НИР в СНИЛ базируется на использовании книжных и журнальных фондов областной и Республиканской библиотек, личной подписки руководителя и членов СНИЛ, а также использовании электронных средств поиска и получения информации.

5. Маркетинговая деятельность

Маркетинговая деятельность ведется СНИЛ по следующим направлениям:

– публикация статей о разработках в научных и производственных и рекламных изданиях

– участие в выставках (при отсутствии оргвзноса или возможности его оплатить)

– создание, развитие и маркетинг  сайта с описанием разработок СНИЛ

 6. Научно-исследовательская работа студентов

На постоянной основе к работе СНИЛ привлекаются около 5 студентов.

7. Научно-организационная работа

В СНИЛ установлен следующий порядок планирования и отчетности:

на год, месяц, неделю. Ежемесячно проводятся советы СНИЛ, на которых присутствуют все члены СНИЛ по соответствующему направлению. Цель таких Советов – обсудить и согласовать стратегические и тактические  планы членов различных рабочих групп, для обеспечения оптимального использования научного и производственного потенциала каждого члена СНИЛ. Кроме того, практически еженедельно (по мере возникновения потребности) проводятся семинары в рабочих группах.

 

8. Перспективы и пути  развития научно-исследовательской работы

Работы, ведущиеся СНИЛ по обоим направлениям

– встроенные системы

– новые информационные технологии в образовании

являются чрезвычайно перспективными, как с точки зрения их практической востребованности, так и с точки зрения научной состоятельности и педагогической значимости. Ведущиеся научно-технические исследования по всем направлениям предполагается завершать как внедрением в практику, так и защитой новых научных идей в диссертационных работах.

Тематический план НИРС

СНИЛ  “Прикладное и системное программирование и новые информационные технологии”

на 2013/2014 год

Научный руководитель –  Долинский М.С., к.т.н., доцент кафедры МПУ

№ пп

Наименование направлений, перечень тематики НИРС

Исполнители:

ФИО, курс, группа

Руководитель (должность)

Сроки выполнения

Характер ожидаемых результатов

начало

конец

1

Система синтеза микропрограмм-ных автоматов

Коршунов И.В.

Инженер-математик

сектора НИТ ИВЦ

01.09

31.05

Внедрение в учебный процесс

2

Развитие авторской утилиты

DL Master 3

Вераксич С.

“Intervale”

01.09

31.05

Апробация в учебном процессе

3

Флеш-задания на развитие базовых мыслительных операций

Зорина О.А.

Выпускница 2011 года,

Учитель информатики СШ27

01.09

31.05

Внедрение в учебный процесс

4

Конструктор флеш-заданий на развитие мышления

Решетько Ю..

аспирант

01.09

31.05

Апробация в учебном процессе

5

Комплекс упражнений по дифференцированному обучению программированию

Кугейко М.

магистрант

01.09

31.05

Внедрение в учебный процесс, тезисы

6

Средства автоматической выдачи заданий

Коновалова Т.,

Пискунова А.

2 курс,

ПО-22

01.09

31.05

Апробация в учебном процессе

7

Комплекс заданий по математике

Коган В.

5 курс,

ПМ-51

01.09

31.05

Апробация в учебном процессе

СНИЛ Алгебра и геометрия сложных систем

Студенческая научно-исследовательская лаборатория “Алгебра и геометрия сложных систем” (СНИЛ “АГСС”) при кафедре алгебры и геометрии учреждения образования “Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины” создана 26 марта 2002 года.
Основной целью деятельности СНИЛ “АГСС” является обеспечение элитными научно-педагогическими и программистскими кадрами образовательной и производственной  системы “Школа-Университет Предприятие” Гомельской области, других регионов Республики Беларусь, ближнего и дальнего зарубежья.

Работа лаборатории состоит в организации и проведении научных исследований актуальных вопросов алгебры, ее приложений и методики ее преподавания.
Большое внимание в лаборатории уделяется изучению современных информационных технологий и проектированию на их основе дидактических и технических систем. Центральное место в деятельности СНИЛ “АГСС” занимает работа с одаренными школьниками в области математики, ее приложений и информационных технологий.

В лаборатории в соответствии с ее структурой, с момента ее основания были определены основные  направления деятельности. В настоящее время в лаборатории реализуется четыре основных научных и научно-технологических направления. Результаты деятельности лаборатории в указанных направлениях находят отражение в годовых отчетах лаборатории

I. “Проблема распознавания конечных групп, линейных конечномерных алгебр и
их классов”.
II.  “Алгебраические и геометрические методы преобразования информации”.
III. “Применения информационных технологий в учебной, научно-исследовательской и воспитательной работе”.
IV.  “Проектирование и поддержка образовательной среды и форм творческой активности молодежи в области математики, ее приложений и информационных систем”
Подробнее: http://agss-lab.org/

СНИЛ Математическое и компьютерное моделирование экономических и стохастических систем

Организована лаборатория 26 марта 2011 года.

Студенческая научно-исследовательская лаборатория (СНИЛ) является учебным и студенческим научным подразделением математического факультета учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» при кафедре экономической кибернетики и теории вероятностей, которая обеспечивает проведение учебной, методической, научной работы со студентами дневной и заочной форм обучения. СНИЛ создаётся в целях привлечения студенческой молодёжи к активному участию в научно-исследовательской, творческой, внедренческой работе, способствующей улучшению качества их профессиональной подготовки.

Принимали участие в научных исследованиях и научно-технологических разработках в рамках лаборатории в 2014 году – студенты Стоцко, П.Б., Алексеева Д.А., Басуматоров Е.А., Челядинова М.Н., Атаманчук Е.Е., Мельченко А.Г., Шигалева И.В., Буховец В.А., Синкевич Л.В., Шкред А.В., Ярославский М.Л., Ставшая К.С., Воронович В.В., Коваленко В.О., Карпова Ю.В., Гуц Д.Ю., Кузнецова, Т.И., Любарцева Н.В., Новиков Г.А., Хаян А.В., Щирова А.В., Синкевич Л.В., Соколова М.А., магистранты Маршков И.Ю., Котов А.А., Парфенков К.Л., Луд А. М., Левченко Е.В.

3. Направления научных исследований и научно-технических разработок:

3.1. Разработка математических методов моделирования и анализа систем и сетей массового обслуживания.

3.2. Разработка математических методов моделирования и анализа экономических систем.

4. Основные результаты и достижения сотрудников лаборатории:

4.1. Исследованы сети и системы массового обслуживания (Буховец В.А., Маршков И.Ю., Котов А.А., Парфенков К.Л., Луд А. М., Левченко Е.В., Кузнецова, Т.И., Новиков, Г.А., ),  проведено математическое моделирование экономических процессов (Стоцко, П.Б., Алексеева Д.А., Басуматоров Е.А., Челядинова М.Н., Атаманчук Е.Е., Мельченко А.Г., Шигалева И.В., Ставшая К.С., Воронович В.В., Коваленко В.О., Карпова Ю.В., Грузинова А.С., Гуц Д.Ю., Любарцева Н.В., Хаян А.В., Щирова А.В., Синкевич Л.В., Соколова М.А.).

4.2. По результатам исследований сделано 9 актов внедрения результатов исследования в учебный процесс.

4.3. Сотрудники лаборатории в отчетный период приняли активное участие  в различных республиканских и международных конференциях (см. ниже раздел «Публикации»). Ими было сделано 23 доклада.

4.4. На республиканском конкурсе научных работ студентов Республики Беларусь по гуманитарным, социально-экономическим, естественным и техническим наукам Кузьмина А.А., Парфенков К.Л. получили диплом II степени.

4.5. Карпова Ю.В. получила диплом III степени за лучший доклад, представленный на международной конференции молодых ученых «Молодежь в науке-2014»

4.6. На кафедре регулярно проводится семинар.